Во сколько лет отдавать ребенка в школу: определяем лучший возраст

мальчик с учительницей

Вопрос о том, когда лучше отдавать ребенка в школу сложен, и сразу на него не ответишь. Здесь даже дело не в возрасте, а навыках, психологической зрелости и здоровье. Иногда шестилетние малыши справляются со школьной нагрузкой лучше семилетних, но чаще всего, наблюдается иная картина – дети, которых отдали в первых класс после седьмого дня рождения, учатся лучше.

Когда отдавать ребенка в школу – определяем по здоровью

Физическая зрелость дошкольника оценивается педиатром, а психологическая,  психологом. Однако, это общая оценка не может предсказать дальнейшего развития событий. Например, если на плановом приеме у невролога открываются расстройства, возможны проблемы с усидчивостью, вниманием, самоконтролем, что впрочем, можно заметить до посещения врача. В этом случае, необходимо строго соблюдать все рекомендации поступившие из медицинского учреждения, особенно, если ребенку уже исполнилось семь и отсрочить поступление в школу уже никак не получится.

Единственным выходом из ситуации, будет получение и представление директору школы медицинской справки о невозможности посещать занятия. Тогда возможно оформление домашнего обучения при котором, ребенок будет получать знания дома, а сдавать контрольные в стенах школы. Таким образом, решение зависит не только от количества лет и умений, но и состояния здоровья.

В каком возрасте отдавать ребенка в школу – определяем по навыкам

Ниже представлен список того, что должен уметь будущий первоклассник. Выполнять все приведенные навыки он должен самостоятельно, поскольку школа, это не детский сад – не каждая учительница готова помогать ученику одеваться, так как это не входит в ее обязанности. Кроме того, отсутствие навыков может значительно ухудшить адаптацию, поскольку возможны насмешки со стороны сверстников или психологическое занижение самооценки, если ребенок будет находится среди более развитых детей. Необходимые умения:

  • одеваться и раздеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шапку, шнурки
  • управлять координацией движений,  выполнять физические движения такие как бег, прыжки, игры с мячом
  • решать простые головоломки подходящие по возрасту, склеивать аппликации из крупных деталей
  • правильно держать ручку, карандаш
  • рисовать, распознавать геометрические фигуры
  • знать основные цвета
  • четко произносить все звуки, делить слова на слоги
  • пересказывать услышанный или прочитанный короткий рассказ из 5 – 10 предложений
  • различать лево, право, хорошо ориентироваться на листе бумаги (правый верхний угол, центр, горизонталь, вертикаль)
  • считать до десяти, знать весь алфавит, различать буквы и цифры
  • распознавать первый и последний звук слова
  • точно выполнять действия по просьбе, инструкции
  • подбирать рифмы к словам, рассказывать короткие стихотворения

Также обратите внимание на латеральность, то есть, доминирование правой или левой стороны для управления предметами. Если она не установлена, обратитесь к врачу.

Во сколько лет отдавать ребенка в школу – определяем по поведению

Каждый ребенок индивидуален и в этом отношении учитель играет важную роль, его задача – понять, найти подход к первокласснику. Конечно, и школьник должен понимать учителя, прежде всего, как человека, который заслуживает уважения. Важно, чтобы ребенок соответствовал следующим пунктам:

  • дошкольник легко привыкает к новой среде и людям без родителей
  • хорошо себя чувствуется среди сверстников
  • не проявляет агрессию, разрешает споры без драк, умеет работать в команде
  • не страдает от вредных привычек – сосания пальцев, кусания предметов
  • признает авторитет взрослого
  • остается на 15 – 20 минут в одиночестве не впадая при этом, в панику
  • проявляет благоприятное поведение – хвалит других, оказывает помощь, следует нормам.

Когда лучше отложить поступление в первый класс

Родители не любят признавать, что их ребенок в чем – то отстает, неспособен адаптироваться. Однако, при обоснованных сомнениях, рекомендуется обратиться к специалистам. Медицинский персонал выявят причину недостатка и устранят до посещения школы. Основными факторами указывающими на то, что ребенок не готов к первому классу служат:

  • нет нескольких умений из нашего, первого списка выше
  • нарушение речи – плохое произношение, не может формулировать предложения
  • не концентрируется, не помнит предложения, невнимателен, отвлекает других
  • затруднено ориентирование в пространстве, времени
  • отсутствуют гигиенические привычки, навыки самообслуживания
  • нет заинтересованности к школе, приобретению новых знаний, стремится только к играм
  • сложность с запоминанием информации о себе, своей семье, ближайшем окружении (адрес, возраст, имена)
  • отказывается выполнять задание, просьбу
  • страдает от повышенной усталости, страха перед школой
  • очевидны неврологические, интеллектуальные нарушения

Процесс адаптации ребенка к школе может оказаться сложным и для здорового, подготовленного первоклассника, важно, чтобы близкие ребенка отказались от давления, не прививали боязнь неудач.

Рекомендуем: как выбрать школу первокласснику

Главная роль родителей – обеспечить спокойную обстановку дома, воспитать ответственное отношение к урокам, получение удовольствия от приобретенных знаний. Итоговый ответ на вопрос “в каком возрасте отдавать в школу” сформирован. Юный ученик должен быть готов к изменениям в своей жизни по всем параметрам, тогда и стоит задуматься о первом классе.