Учим ребенка самоконтролю: способы для всех возрастов

самоконтроль фото

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Ассоциации психологических наук «Psychological Science», дети, обучающиеся самоконтролю у родителей, приобретают данный навык не только быстро, но и сохраняют его на всю жизнь.

Также исследователи обнаружили, что дети, обладающие навыками самоконтроля, проявляют больше внимания выполняя сложные задачи и с легкостью подавляют импульсивное поведение. Во взрослом возрасте они тратят на 40% меньше времени на поиск работы, чем те, кто, будучи детьми, не отличались примерным поведением.

Как научить ребенка самоконтролю 

Самоконтроль является основополагающим ресурсом жизни каждого человека. Прежде всего, он позволяет избежать «попадания в неприятности», потому что способствует спокойствию даже в самых сложных ситуациях. Избегая скандалов, человек устанавливает и поддерживает связи, которые без необходимого навыка, легко разрушаются. Кроме того, дети со слабым самоконтролем в подростковом возрасте легко поддаются давлению со стороны сверстников и могут перейти черту антиобщественного поведения или проявить употребление алкоголя и наркотиков.

Хотя большинство детей достигают определенных способностей в разном возрасте, верно и то, что некоторые из них, приобретают самоконтроль раньше сверстников. Однако, для этого придется постараться родителям, поскольку именно они подают верный пример, а ребенок наблюдая за реакцией взрослого при трудных обстоятельствах делает для себя выводы. Рассмотрим по пунктам, какие действия помогут воспитать самоконтроль у ребенка.

1. Первый способ, научить детей самоконтролю — это, как мы уже говорили, пример взрослых. Если родитель сам сдается при сложной ситуации, например, сразу начинается ругаться, кричать не особо разбираясь в причинах, что часто бывает, тогда, существует 100% вероятность того, что маленький наследник проявит такие же черты.

Важно не поддаваться подобному соблазну и в том случае, когда ребенок раздражает. Лучший способ борьбы с эмоциями — игнорирование, если никакие просьбы не помогают исправить поведение. Таким образом, воспитанник получает ценное правило — чтобы ни случилось, всегда проявляй спокойствие. Также это помогает предотвратить нежелательное поведение в будущем, ведь угрозы только подкрепляют баловство или ненужную настойчивость. Используя метод, следует учитывать возраст, эмоциональные и когнитивные способности и помогать ребенку исправлять поведение.

2. До 2-х лет. Очень маленькие дети часто испытывают разочарование из-за несоответствия «я хочу, но не могу» и по этой причине оказываются в раздраженном состоянии, которое передается родителям. Плач, бросание, истерика — сложно, но необходимо вытерпеть. Обычно, маленький ребенок перестает плакать, когда ему предлагают приятный отвлекающий стимул, например, яркую книжку, новую игрушку. По мере приближения второго года жизни рекомендуется использовать короткие «тайм-ауты» — капризулю можно отвести в его комнату, попросив вернуться уже после того, как он успокоится. Способ показывает, что вспышки гнева имеют последствия и лучше проводить время в одиночестве, когда чувствуешь себя особенно раздраженным, чтобы не портить настроение другим или не разрывать отношения.

3. От 3 до 5 лет. Метод «тайм-аута» должен длиться не более пяти минут или меньше, если плохое поведение закончилось раньше. Некоторым капризулям период одиночества можно немного увеличить, принимая в объятия после нормализации настроения. В этом возрасте, ребенок понимает требования и просьба сдерживать себя, более чем уместна.

4. От 6 до 9 лет. В возрасте 6 лет дети обычно начинают посещать начальную школу, где как правило, действуют более строгие правила, чем в детском саду, и вскоре, ваш подопечный замечает последствия определенного поведения, он учится контролировать себя и делать правильный выбор. Настало время научить школьника наиболее эффективным стратегиям. Например, остановиться и подумать, прежде чем начать действовать. Или же, изучить вместе с ним, различные способы реагирования на определенные ситуации, оценив возможные последствия, как негативные, так и позитивные. Один из таких способов — расслабление при стрессовой обстановке или смена деятельности, позволяющей отвлечься от негативных мыслей.

5. От 10-12 лет. Дети этого возраста теперь могут анализировать действие и предвидеть его итог. Важно побуждать молодых людей говорить о ситуациях при которых теряется контроль и семейно находить выход из положения. Выяснение настоящей причины, найденные приемы самоконтроля, значительно облегчают понимание происходящего и повышают вероятность спокойной реакции на сложное положение.

6. От 13 до 15 лет. Подростки не всегда способны оценить долгосрочные последствия действий. Здесь необходимо поощрять развитие навыков визуализации, выражение мыслей и чувств.

Может случиться так, что, несмотря на наши попытки помочь, ребенок иногда теряет контроль или выходит из себя в ситуациях, когда мы этого не ожидаем. Это не должно вызывать беспокойства, а маленьким детям трудно контролировать поведение, когда они устают, голодны или не очень хорошо себя чувствуют. И конечно, за выражение недовольства не следует осуждать, а спокойно объяснять возможное следствие.

Однако, когда воспитанник склонен к частому полемичному поведению, мы замечаем, что он часто ведет себя антиобщественно, импульсивно или вспышки гнева происходят регулярно и длятся более 10 минут, вероятно, что нашей помощи недостаточно. Тогда потребуется консультация со специалистом, прежде всего, педиатром, так как подобные проявления могут говорить о неврологических отклонениях.