Ребенок в 2 года не говорит: когда волноваться

ребенок не говорит в 2 года

Когда ребенок не говорит в два года или произносит мало слов, родители начинают беспокоиться — правильно ли малыш развивается. Существуют различные гипотезы задержки речи – нарушения слуха, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра. Однако, не всегда задержка речи, оказывается признаком заболевания. Чтобы отличить норму от дисфункции, достаточно знать, как выглядит правильное речевое развитие до трех лет.

Исследования показывают, что у семи из ста детей, наблюдаются специфическое расстройство речи (SLI), не смотря на то, что головной мозг функционирует правильно, слух не нарушен, неврологические и другие расстройства отсутствуют. Половина детей компенсируют недостаток, догоняя сверстников, у других малышей в раннем школьном возрасте диагностируется дислексия. Поэтому, если вы заметили серьезные различия, сравнивая речь ребенка с «говорливостью» сверстников, лучше обратиться к специалисту как можно быстрее.

Ребенок не говорит в два года — допустимые нормы

Развитие речи — это индивидуальный, генетически обусловленный процесс, который не может идти одинаково у всех детей. Речь отражает личность ребенка, окружающую среду, где он растет, количество социальных контактов. Если не читать книг, не знакомить с природой и людьми, отставание вполне естественно, но легко поправимо. Стандарты, указывают на то, что речь ребенка должна развиваться следующим образом:

  • От рождения до первого года жизни. Выделяются два значимых периода, это гуление и становление слогов. Гуление, безусловный рефлекс, формируемый даже у глухих детей, он появляется между первым и третьим месяцем жизни. Слоги формируются на шестом месяце (ма, га, ба и пр.), у деток с нарушением слуха этот навык не развивается.
  • Первый — второй год. Произносит короткие слова, стремится к повторению слов и слогов за взрослым. Отвечает на вербальные команды и вопросы. В 18 месяцев произносит около 50 слов, включая звуковые подражания (как мычит корова, гудит автомобиль, чирикает птичка и пр.).
  • Второй – третий. Становление простых предложений. Сначала, это два связанных между собой слова — мама дай, хочу пить, купи игрушку. Затем, идут вопросительные и восклицательные предложения. В конце третьего года, ребенок должен говорить в среднем 700 слов, минимум 300.

Если ребенок говорит слогами, указывая на предмет (обувь — бу, коляска — ка), это также вариант нормы.

Когда беспокоиться?

Тревожным признаком служат ситуации, при которых ребенок в два года не понимает обращений взрослого. Вы можете проверить это, попросив кроху указать на игрушку или другой предмет, если он не реагирует надлежащим образом, это важный знак, который нельзя недооценивать. Второй повод посещения специалиста — малыш не подражает звукам животных, не использует кратких слов, не повторяет простые слоги. Избранный способ общения — мимика, жесты, эмоции.

Как ускорить развитие речи

Никогда не игнорируйте, то, что говорит ребенок, он должен понимать, что его слова имеют смысл. При этом, поправляйте неправильную речь, например, если малыш называет юлу «ю», попросите повторить слово по слогам (не заставляя повторить звуки точно). Практикуйте логопедические упражнения, прежде всего, работайте с улучшением подвижности язычка. Для этой цели можно использовать шоколадную пасту, попросив слизать ее с подбородка, носика, щечек, вытянуть язык лопаткой, где будет лежать «угощение».

Больше общайтесь! Рассказывайте, объясняйте, показывайте — это самый простой метод, ускоряющий развитие, как общее, так и речевое.

Еще одно эффективное занятие — развитие фонематического слуха с помощью таких игр, как поиск источника звука, узнавание предмета по звуку, который он издает, деление короткого слова на слоги. Самый эффективный способ — знакомство с буквами (запомните! буква «м», а не «эм» до тех пор, пока не научится читать). Этот метод вызывает много споров, поскольку двухлетние дети очень подвижны, но одновременно, они очень любознательны. Пяти минут в день достаточно для того, чтобы кроха ознакомился с одной буквой и научился ее произносить более четко. Освоение чтения затянется на год, тем не менее, за это время многие слова будут произноситься полно и четко.

Ребенок не говорит в 2 года — причины 

Прежде чем подвести итоги, выделим основных виновников в задержке речи:

  • Нарушения слуха — обнаруживается гораздо раньше, чем на третьем году жизни, так как первый скрининг на слух проводится сразу после рождения.
  • Отсутствие социальных контактов — ребенок большую часть времени проводит в одиночестве или находится рядом с человеком, который говорит очень мало.
  • Речь не поддерживается — если желания малыша выполняются или угадываются раньше, чем он об этом просит, ребенок лишается необходимости говорить. Также это касается тех случаев, когда кроха не имеет права голоса, его часто просят помолчать, играть тихо.
  • Страх — иногда, по какой-то причине ребенок перестает говорить, хотя раньше, речь развивалась по установленному графику. Обычно, ситуация наблюдается после пережитого стресса, например, посещения детского сада. Логофобия лечится ограничением травматических событий и посещением психолога.
  • Нарушение созревания  мозга или артикуляционных органов — слишком медленное развитие приводит к тому, что ребенок не может соотнести просьбу с действием или управлять своей речью. Как правило, такие детки наблюдаются у невролога. Причины различны — от сложной беременности и рождения раньше срока до серьезных неврологических заболеваний.
  • Проблемы с сенсорной интеграцией — малыш гиперчувствителен к окружающим звукам, а речь людей почти не замечает или наоборот, больше уделяет внимание произношению слов. В этом случае, способность говорить значительно снижается, так как звуковые элементы воспринимаются как нечто раздражительное и неприятное. Чувствительность полости рта, ощущение положения языка, мышечное напряжение лица и горла, делают произношение некоторых звуков невозможным.

Независимо от того, какая причина подозревается, диагноз ставится только специалистом. Не паникуйте, если опасения подтвердятся. Надлежащее лечение у оториноларинголога, психолога, невролога или логопеда в большинстве случае исправляют положение и ребенок догоняет сверстников. В сложных ситуациях, приобретаются минимальные навыки, позволяющие общаться в социальном обществе.