Ребенок плохо читает: причины трудностей, как это исправить

ребенок плохо читает

Проблема чаще касается начальной школы, поскольку в это время выявляются и лечатся все неврологические отклонения, а также идет интенсивная проработка навыка. Что делать, если школьник плохо читает, какие на это есть причины?

Ребенок плохо читает – возможные факторы

Развитие малыша начинается в животике мамы, поэтому причины следует искать с самого начала. Беременность – самое ответственное время, так как идет формирование головного и спинного мозга, внутренних органов, нервной системы. Если плод страдал от гипоксии, будущая мама болела с повышением температуры тела, скорее всего, были повреждены важные области мозга и нервная система, отвечающие за считывание и усвоение информации. Кроме того, причиной служат сложные роды, низкая физическая активность ребенка, плохой уровень моторных навыков, пренебрежение общением с малышом. Наиболее известные причины, почему ребенок плохо читает:

  • неправильная система образования – школьнику трудно справиться со школьной программой
  • специфические трудности в обучении – дислексия, дизортография, дисграфия
  • нарушение развития речи
  • проблемы со слухом или зрением
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • аутизм
  • эмоциональные расстройства – депрессия, тревожность, школьная фобия, посттравматический шок.

Прежде чем улучшать навык чтения, необходимо точно определить фактор, мешающий правильно развиваться в этой области. Ребенку может понадобиться соответствующее лечение, которое быстро приведет к успеху. Если замечено плавное снижение скорости чтения, причина может заключаться и в неуверенности в себе. Помогите ребенку преодолеть страхи, постарайтесь внушить, что плохое чтение – не признак отстающего, а лишь временная трудность, преодолеть которую можно с помощью регулярных упражнений.

Страх неудачи на уроке литературы приводит к соматическим заболеваниям, таким как боль в животе и тошнота. Это первые сигналы того, что трудности ученика игнорируются взрослыми, отсутствует поддержка или родители завышают “планку” касаемую школьных оценок. Проблемы со здоровьем могут и отсутствовать, в этом случае ребенок развивается по собственному, генетическому плану, но посещение специалиста все же требуется, поскольку малыш мог унаследовать скрытое расстройство.

Ребенок медленно читает – что это значит?

Основные симптомы выявляются на технике чтения, где учитывается скорость, выразительность речи, количество и тип совершенных ошибок, понимание текста. Для каждого класса и полугодия свои нормы техники, небольшие отклонения являются вариантом нормы:

  • первый класс – 40 слов в минуту
  • второй – 60 слов
  • третий – 80 слов
  • четвертый – 100 слов

Специалисты разделяют ошибки чтения на разные группы. Есть дети читающие быстро, но не понимающие смысла текста, тогда подозревается функциональная безграмотность. Если школьник путает похожие буквы, порядок слогов, это может быть признаком обычной усталости, а в худшем случае дислексии или дисграфии. Придумывание окончаний словам профессионально называют аграмматическими ошибками, указывающими на дислексию.

Проблемы с чтением – как помочь ребенку?

Понаблюдайте за ребенком, есть ли регресс или наоборот, медленное, но улучшение. Плавное становление техники, хороший знак того, что ребенок скорее здоров, чем болен. Ухудшения, даже незначительные – повод обратиться к врачу для постановки точного диагноза. Чтобы ускорить медленное чтение у здорового школьника начальных классов, достаточно ежедневно проводить специальное занятие по 10 – 15 минут. Педагогическая терапия не только решает данную проблему, но и улучшает другие важные составляющие, например, зрительную память, концентрацию внимания. Также она мотивирует к обучению, положительно влияет на восприятие информации. Упражнения, которые помогут:

  1. Деление слов на слоги
  2. Чтение слогов изображенных на бумаге и экране c чередованием размера шрифта – от меньшего к большему и наоборот
  3. Чтение слогов из 3 – 4 -х букв на время
  4. Разбор длинных слов, а затем, чтение вместе с родителем
  5. Чтение слов только с определенной буквой или слогом
  6. Пересказ информации
  7. Сочинение собственных коротких произведение и их запись
  8. Поиск букв, слов родного языка среди иностранного
  9. Знакомство со стихами, подбор рифмы
  10. Неспешное чтение текста по ролям с выделением интонации героев
  11. Ежедневное изучение длинных слов в течение 15 минут
  12. Ответы на вопросы взрослого, после прослушивания текста.

Кроме перечисленного вы можете приобрести книги, составленные для данной цели, обратиться к учителю с просьбой позаниматься с ребенком или нанять репетитора. Во время занятий важно учитывать настроение ученика, если он не желает заниматься, результат будет минимальным. Включите воображение, упражнения в виде веселой игры или с подвижными элементами, значительно улучшат стремление научиться читать также быстро, как сверстники в школе.