Главная > Дети > Дошкольник > Как приучить дошкольника к самостоятельности: практические советы

Как приучить дошкольника к самостоятельности: практические советы

Дети, которые учатся решать проблемы самостоятельно легко адаптируются в коллективе и максимизируют собственную свободу постепенно приобретая уверенность, необходимую для гармоничного развития. Опытные родители советуют приучать к самостоятельности как можно раньше, чтобы в более позднем возрасте не возникло проблем с навыками.

Что дошкольник должен делать самостоятельно

К основным проявлениям самостоятельности в возрасте от трех до семи лет относятся одевание, завязывание шнурков, прием пищи, чтение и письмо, помощь взрослым по уборке в доме, способность различать правильный поступок от ошибочного. Прежде чем перейти к советам по развитию каждого навыка, рассмотрим что должен уметь ребенок на каждом этапе до окончания дошкольного возраста.

В 3 года ребенок умеет самостоятельно пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, но нуждается в помощи взрослого при наличии пуговиц, молний и шнурков. Малыш в течение получаса играет в одиночестве, пользуется столовыми приборами, убирает игрушки.

На данном этапе важно не препятствовать самостоятельности, а поддерживать все случаи ее проявления. Одна разбитая тарелка, не повод для запрета в помощи родителям.

В 4 года чистит зубы, пьет из кружки не проливая воду, выполняет задачу от начала до конца под присмотром взрослого, использует родной язык для выражения потребностей и чувств.

 

В 5 — 6 лет способен организовать место для игры, выполняет деятельность не дожидаясь указаний, под присмотром взрослого принимает душ или ванную, делает бутерброды с использованием сливочного масла и других полезных продуктов. Проявляет интерес к деятельности взрослых и стремится ее повторить.

В каждом возрасте важен не только факт обучения. Поощрение и доброжелательное отношение к временным затруднениям, позволяют ребенку приобрести навык с положительным настроем ускоряющим развитие.

Приучаем ребенка к самостоятельности за столом

Дети учатся подражая родителям, поэтому совместная трапеза за столом — важный момент для обучения. Кроме пользования ложкой и салфеткой, ребенок незаметно осваивает все виды манер: не разговаривать с набитым ртом, не принимать пищу пока не соберется вся семья, есть аккуратно и не торопиться.

Однако нельзя ожидать от ребенка трех лет безупречной чистоты вокруг тарелки, необходимо учитывать возраст и позволить убрать оставленные крошки, вытирать пол и стол в случае разлитого чая.

Удобство, еще один важный пункт для успешного обучения, малыш будет меньше отвлекаться, когда ему удобно сидеть, а столовые приборы не слишком большие. Посуда для детей от трех лет не должна быть пластиковой или с присосками, в противном случае, ребенок будет долго привыкать к требуемым правилам.

Время проведенное за общим столом не должно превышать 15 минут для трех лет и 30 минут для пятилетнего ребенка, также учитываются физиологические особенности развития, например активному ребенку иногда сложно усидеть спокойно более 15 минут в возрасте четырех лет.

С трех лет дети активно принимают участие в приготовлении блюд, ребенок может насыпать муку в стакан, подать матери сахар или соль, накрыть стол вместе с мамой к возвращению отца с работы.

Учим ребенка самостоятельно одеваться

Одевание часто сопровождается разочарованием и истериками, базовый навык оказывается не простым для маленьких ручек, особенно при проблемах с мелкой моторикой. Как облегчить эту задачу?

В первую очередь, одежда должна быть не тесной и без сложных застежек. Ускорить процесс привыкания к самостоятельному одеванию поможет небольшой плакат у входной двери с яркими картинками, где изображен порядок одевания/раздевания.

Не отказывайтесь от одежды со шнурками и пуговицами, одевание займет немного больше времени только в начале обучения, рассмотрите вариант замены пуговиц на более крупные или их замену на липучки, если наблюдаются проблемы. Поощряйте самостоятельный выбор одежды, чтобы усилить желание одеться без помощи взрослого.

Одевание и раздевание кукол станет не лишней игрой, которая показывает порядок действий и познакомит с разными вариантами одежды для определенного времени года. Когда наблюдаются сложности с одеванием футболок или платьев, поупражняйтесь на более больших размерах, таким образом удастся избежать разочарования и бесконечных просьб о помощи.

Учим самостоятельно завязывать шнурки

Неудивительно, что многие дети с трудом учатся завязывать шнурки, некоторые специалисты уверены, если ребенок к началу школы не научится этому навыку, он будет бояться неудач в других областях. Все, что нужно ребенку — правильная мотивация, не заставляйте завязывать шнурки, если малыш пока не готов.

Для знакомства с ними, купите две пары шнурков яркого цвета и уделяйте тренировке завязывания по пять минут в день. Обычно пятилетнему ребенку одной недели достаточно, чтобы он научился завязывать шнурки и делал это в любое время, даже когда взрослого не окажется рядом.

Некоторые дети учатся быстрее, когда их просят повторить первое или последнее действие, например сегодня он завязывает только узелок, за остальными действиями взрослого просто наблюдает, а завтра учится завязывать только бантик.

Учим ребенка самостоятельно делать выбор

Стоит отметить, что у некоторых детей этот навык может вызвать стресс, здесь необходим постепенный подход не влияющий на настроение. Сначала ночните с вопросов в магазине, какой цвет кофты нравится больше, какую кружку он бы хотел для своего чаепития. В домашних условиях позволяйте выбирать пижаму для сна, не плохо развивают навык самостоятельного выбора игра с куклами и составление совместного сценария для кукольного театра.

Чтение книг и попутное обсуждение с предугадыванием поступков главных героев, оказывайте наиболее сильное влияние, ребенок быстрее осознает важность выбора при различных ситуациях в жизни, что будет если поступить хорошо или плохо.

Как научить дошкольника самостоятельности при проблемах с моторикой

Детям с проблемами развития моторики понадобится больше времени, а значит приобретение сразу нескольких навыков может привести к отказу от выполнения каких-либо действий. Начинайте с простого, надеть удобные шорты и свитер проще, чем узкие джинсы или кофту с пуговицами.

Обращайте внимание на интерес ребенка, если его больше привлекает надевание обуви, позвольте попрактиковаться сначала в этом навыке. Для практики выбирайте часы когда ребенок выспался, не просит есть и в хорошем настроении.

Стимулируя самостоятельность, не забывайте про личный пример. Показывайте как вы решаете сложные ситуации, но также объясните, что всегда можно попросить о помощи, если что-то не получается.