Память детей до года: план развития, способствующие факторы

Мозг ребенка чувствителен к эмоциональным переживаниям, но чтобы использовать их как опыт, он должен научиться запоминать. Запоминание, важный процесс, который  отсутствует при рождении и развивается согласно возрасту малыша.

Память пренатального периода

Говорить о памяти новорожденного сложно, потому что он не может нам поведать о внутриутробной жизни. Однако исследования показали, что человеческая память начинает формироваться еще до рождения, например, малыш узнает музыку звучащую во время развития в животике у мамы,  помнит запах и ритм ее сердца. Однако, после рождения память непродолжительна – всего 1-2 минуты, поэтому врядли кроха запомнит врача или его действия. Первое, что ребенок увидит и запомнит надолго, будет лицо матери, да и то, только потому, что маму видит почти постоянно. Также запоминаются ассоциации связанные с внешностью родителя — кормление, безопасность, объятие и другие приятные чувства. Мозг новорожденного постепенно запоминает и связь действие-следствие, например, что при плаче появляется мама и успокаивает его, так, формируется чувство защищенности и привязанность к родителям.

Развитие памяти у детей первого года жизни

Чем старше ребенок — тем больше помнит. Исследования показывают, что в конце первого месяца жизни он узнает отца, который отсутствовал несколько часов. Регулярно повторяющиеся действия запоминается легче, поэтому введение ритуалов улучшают память. Через 3-4 месяца ребенок узнает лица сестер и братьев, бабушек и дедушек, но если он их не видит больше двух недель, образ родных забывается. Отличить новую игрушку от старой ребенок способен на пятом месяце жизни. Если спрятать игрушку на три недели, кроха воспримет ее как новую.

В возрасте 6-7 месяцев малыш реагирует на свое имя, узнает знакомых людей на фотографии, знает где находится телевизор и где лежат игрушки. Возможность запоминать окружающую среду оборачивается недостатком — многие дети в этом возрасте не любят покидать знакомую им территорию и капризничают в гостях у бабушки. Около девятого месяца жизни ребенок начинает понимать, что уходящий человек продолжает существовать, но отдельно от него. По этой причине детки первого года жизни плачут, когда теряют из виду родителей.

Ребенок отличает знакомые лица от незнакомых и запоминает сложные действия на один день, например, как открыть коробку. Лучше запоминаются простые действия — он помнит, что если нажать на кнопку, загорится свет. Под конец первого года ребенок помнит жесты, которые реализует (пока, классно), запоминает слова и повторяет их. Слова ассоциируются с объектами или людьми, так, он говорит «гав-гав» когда видит собаку. Малыш помнит, куда положил предмет минуту назад, играет, подражая повторяющимся действиям — кормит, купает, чистит зубки.

Память детей до года — обучение подражанием

Подражание, является основой для изучения мира и общества вплоть до трех лет. Малыш водит машину, разговаривает по телефону, улаживает кукол спать как это делают родители. Все это доказательство превосходной наблюдательности и способности запоминать образы и ситуации, таким образом, кроха расширяет словарный запас, физические навыки (бег, прыжки) и виды деятельности (строит из кубиков, рисует).

Уже в трехлетнем возрасте он расскажет, что произошло в детском саду и вспомнит о дне рождении, проведенном двумя месяцами ранее. Некоторые события, о которых ребенок забывает, накапливаются в подсознании, формируя личность и характер. Так, кроха может не помнить о том, что в возрасте семи месяцев его укусила кошка, но отпечаток этого случая останется с ним надолго и возможно, он будет избегать общения с пушистыми зверьками в будущем.

Влияние сна

Организация опыта и его сохранение происходят во время сна, поэтому дети нуждаются в нем больше, как правило, малышей клонит ко сну после 2-3- х часов ярких впечатлений, чтобы мозг мог обработать все полученные стимулы.

Развитие по графику

Мозг здорового ребенка развивается по определенному сценарию, однако возможны некоторые отклонения в сторону медленного или ускоренного темпа. Нормальным считается следующий график развития:

  • Первые дни жизни — узнает голос родителя и отличает от незнакомых.
  • Первый месяц жизни — помнит лицо мамы, отличает родной язык от иностранного, запоминает стимулы вызывающие одновременно несколько чувств.
  • Третий месяц — помнит свою игрушку два дня, если дать такую же, но в другом цвете, малыш не узнает ее.
  • Пятый месяц — помнит, что после встряхивания погремушки следует звук, встряхивает ею специально, чтобы услышать это еще раз.
  • Седьмой месяц — малыш вспомнит игрушку, если ее забрать и вернуть через неделю.
  • Десятый месяц — ищет знакомый объект и находит.
  • Двенадцатый месяц — связывает слова с объектами, людьми и ситуациями. Распознает знакомую мелодию.
  • Второй год жизни — узнает людей на фотографиях. Запоминает решение простой игры-головоломки.
  • Третий год жизни — запоминает рифмы, помнит окончания сказок, описывает объект не глядя на его форму.