Метод Марии Монтессори: обзор и краткая биография педагога

дети в комнате

Что такое метод Монтессори? Как применять его на практике дома и в школе? Все о Марии Монтессори и ее методе, распространившемся по всему миру.

Мария Монтессори всегда ставила защиту детей, их потребностей и прав в центр своих исследований. В 1907 году она основала первый «детский дом» в Риме — место для тестирования и доработки метода, в среде, подходящей для детей. В последующие столетия, метод стал неотъемлемой частью педагогической системы 21 века и распространился по всему земному шару, где родилось много образовательных учреждений использующих данную систему.

Как воспитывать детей в духе уважения к правилам, следуя методу? Чтобы получить ответ на вопрос, обратимся к зарубежному педагогу Монтессори, Кэтрин Дюмонтейль-Кремер. Она объясняет, что ребенок — не кукла, созданная для идеального поведения. Если мы будем уважать его, он не будет слепо подчиняться приказам, но научится тесному сотрудничеству. Педагог советует овладеть гневом, дать четкие правила и использовать простые приемы, чтобы растопить лед в душе и плохое настроение.

Метод Монтессори — что это, основы метода

Это система образования, основанная на самоуправляемой деятельности, практическом обучении и совместной игре. В классах Монтессори дети делают творческий выбор, в то время как класс/окружение и высококвалифицированный учитель предлагают занятия, соответствующие их возрасту. Цель заключается в том, чтобы сделать детей автономными, независимыми, дать им возможность открывать и изучать мир максимально раскрывая свой потенциал.

Мария Монтессори, биография

Мария Монтессори родилась в Кьяравалье 31 августа 1870 года в культурной семье, которая сначала переехала во Флоренцию, а затем в Рим, ставший столицей Италии. Девушка поступила на медицинский факультет университета La Sapienza, а в 1896 году стала одной из первых женщин Италии, окончивших медицинский факультет с собственными открытиями в области нейропсихиатриии «тяжелых» детей.

Первые результаты ее исследования, представленные в 1898 году, показывают, что благодаря ее методу трудным детям удалось поступить в государственную школу. По окончании работы с проблемными детьми интерес Монтессори перешел ко всем остальным. По ее мнению, школа неправильно воспитывает ребенка, лишь поверхностно стимулируя его интеллектуальные способности.

Детские дома педагога начали распространяться по всей Италии, и популярность метода прекратилась только во времена фашизма. Умерла Мария в 1952 году в Голландии в возрасте 80 лет, после того, как трижды номинировалась на Нобелевскую премию, но так ее, и не получила.

Правила методики Монтессори

Метод Монтессори также применяется в повседневной жизни детей. Уважительное отношение к ребенку не лишает родителя роли воспитателя, а означает, что он воспринимает юное поколение, как самостоятельную личность, а не свою собственность. По словам Марии Монтессори, каждый ребенок пришел в мир с особой задачей, и наша цель — помочь ему найти свой путь через позитивные лингвистические формы, восхваляющие его позитивные действия и установки, одновременно исправляя негативные.

Действовать по принципам Монтессори, значит уважать ребенка, помогать ему работать самостоятельно, ставя его в положение постоянного обучения. Правила, прежде всего, преследуют четкие цели, такие как совершенствование пяти чувств и развитие автономии. Кроме того, каждое действие обеспечивает внутренний контроль ошибки: ребенок может учиться самостоятельно, без необходимости сопровождения взрослым, поскольку это действие уже обеспечивает возможность самокоррекции. Наконец, они постепенны: правила предлагают сначала развитие одного качества, и в дальнейшем, все более усложняются.

Материалы, используемые в упражнениях Монтессори, сгруппированы в соответствии с определенным физическим качеством, таким как шероховатость, цвет, форма, размер, звук, вес, вкус и так далее. Для игр также используются шнуровальные рамы, мелкие предметы развивающие мелкую моторику, всевозможные головоломки и тактильные игрушки.
Окружающая среда играет основополагающую роль в методе Монтессори: правильно организованная, она, по сути, дает ребенку возможность заниматься интересной и свободно выбранной работой, что приводит к длительным периодам концентрации внимания, которые не должны прерываться.

Дом и школа в стиле Монтессори

Дом является идеальным полем для развития моторики и когнитивного становления посредством практической и повседневной деятельности. Ежедневные упражнения отвечают потребностям интеллекта, которая делает каждое движение разнообразным и интересным для ребенка.

Окружающая среда оформляется не для предотвращения ущерба, а для того, чтобы ребенок мог использовать ее и учиться делать это правильно, развивая необходимую ловкость. Достаточно убедиться, что вокруг чисто, мебель деревянная, игрушки из натуральных материалов находятся в пределах досягаемости.

Все сводится к «свободе действий», исследованию и перемещению, где взрослый является наблюдателем и проводником, помогая и стимулируя детей, позволяя свободно учиться, следовать естественному любопытству, развивать внутреннюю уверенность в себе и дисциплину.

Метод, таким образом, позволяет воспитывать ребенка легко. Социальные нормы, помощь по дому, уважение и бережливость к окружающему миру — все это прививается не насильственным способом, а через игру и конечно, личный пример взрослого.